РЯЗАНЬ. ЛЕСОПАРК (РЫБАЦКАЯ СЛОБОДА).
УЛИЦА РЫБАЦКАЯ расположена на западе Лесопарка, соединяя улицу Свободы с зеленой зоной в устье реки Лыбедь. Улица Рыбацкая начинается от Т-образного перекрестка с улицей Свободы, пересекает проезд Речников и завершается лесопарковой зоной в устье реки Лыбедь поблизости от Рязанского грузового речного порта. Общая протяженность улицы Рыбацкой – 700 м.
Улица Рыбацкая является старейшей в микрорайоне Лесопарка и ядром, вокруг которого происходила его застройка. Уже в конце 15 в., еще в эпоху существования независимого Великого княжества Рязанского, здесь, к востоку от Кремля Переяславля-Рязанского, близ устья реки Лыбедь селились рыбаки, и возникла пригородная слобода. В сохранившихся исторических документах она именуется по-разному – Рыбная, Рыбацкая или Выползова (потому что слобода как бы «выползала» на берег). Из «города» в Рыбацкую Выползову слободу вела дорога, проходившая через ворота проездной Ипатовской башни Рязанского Кремля и дубовый мост с перилами, перекинутый над рекой Лыбедью.
В 16 – 17 вв. жилая застройка Рыбацкой Выползовой слободы подступала вплотную к рекам Лыбеди и Трубежу. Жившие здесь рыбаки имели земельные наделы и относились к разряду государственных (дворцовых) крестьян. Основной их задачей считалась поставка рыбы к царскому столу. Трудно поверить, но в то время не только в Оке, но и в Трубеже водились осётр, стерлядь, белорыбица. По всем статьям дело было доходным, и даже в самые голодные годы промысловики не бедствовали.
В перв. четв. 17 в. в Рыбацкой Выползовой слободе близ устья реки Трубеж на средства прихожан была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святой мученицы Параскевы Пятницы. В выписи с писцовых книг Мины Лыкова за 1626 дается следующее ее описание: «За городом на посаде в слободке Выползове: церковь Николы Чудотворца древяна клетцки да придел святые мученицы Парасковеи нареченные Пятницы, а в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское; во дворе поп Григорий, во дворе посадцкой человек Федька Коломнетин, во дворе Филька рыболов, во дворе нищая вдова Ирина Нехорошевская жена Пиминова, во дворе посадцкой человек Осташка Чмутов, во дворе рыболов Сенька Коншин, во дворе посадцкой человек Ермачко Федоров».
У рязанцев Никольский храм в Рыбацкой Выползовой слободе получил наименование «Николы Мокрого», потому что во время половодья церковь заливалась выходившими из берегов водами рек Оки и Трубежа.
Писцовые книги 1646 показывают в «дворцовой Выползовой слободке рыбных ловцов и их детей, да братьев и племянников – 45 душ... Да в наймах 7, да в бегах 3 человека». Но уже тогда кроме рыбаков в этом пригородном районе жили и посадские люди, и духовенство. В окладных книгах за 1676 в Рыбацкой Выползовой слободе числилось 24 двора, из коих 12 дворов «рыболовей». Межевой столб условно отделял территорию Рыбацкой Выползовой слободы от Нижнего посада и Затинной слободы Переяславля-Рязанского.
К этому времени рядом со старой деревянной церковью в Рыбацкой слободе возводится новый каменный Никольский храм. Из писцовых книг Артемона Жадовскаго да подьячего Ивана Арбенева за 1678 видно, что он был каменный, о пяти главах, с такою же колокольнею, и был построен на средства местного рыбака Зиновейки Колмакова. А по скаске «тое слободки попа и выборных рыбаков, церковь и в ней всякая утварь – строение приходских людей». Подле каменной церкви находилась другая – «Николая жь чудотворца деревянная клецки, ветха».
В 1734 в Никольском храме Рыбацкой Выползовой слободы игуменом Рязанского Свято-Троицкого монастыря Алимпием был освящен еще один придел во имя святого Григория Акрогантинского.
Значительные изменения в жизни Рыбацкой Выползовой слобды произошли в конце 18 в.: после утверждения в 1780 императрицей Екатериной II (1762 – 1796) первого «регулярного» плана города Рязани здесь вместо хаотичной застройки были образованы две параллельные улицы – 1-я Рыбацкая (совр. Рыбацкая) и 2-я Рыбацкая (совр. Лесопарковая). В то же время Никольский храм (церковь «Николы Мокрого») в Рыбацкой слободе в 1786 был упразднен, а его иконы и имущество переданы Николо-Ямской церкви. Вот как писал об этом известный рязанский краевед Д.Солодовников: «Тогда Рязань перестраивалась по новому плану, и храм Николы Мокрого в Выползовой слободе упразднили, а прихожан переселили на новое место и причислили к построенной в 1788 году Новоямской Никольской церкви, что и теперь стоит в Ямской слободе».
В нач. 20 в. 1-я Рыбацкая улица по-прежнему оставалась пригородной. Здесь селились не только дворцовые крестьяне, но и те, чья жизнь была связана с Рязанским речным портом: работники порта и судоремонтных мастерских, моряки, члены рыбацких артелей. В самом конце улицы, близ устья реки Лыбеди, промышленником Григорием Солодовым в нач. 20 в. было организовано лесопильное производство, а в 1901 где-то посередине улицы было построено здание из красного кирпича – Городской ночлежный дом.
После Октябрьской революции 1917 и установления в Рязани советской власти, на землях Рыбацкой слободы была организована трудовая коммуна имени Ф.Энгельса. В годы Гражданской войны 1918 – 1920 ее возглавлял тогдашний начальник Рязанского губернского продовольственного управления Михаил Линьков. Уроженец поселка Солотча, оставшийся в 12 лет без отца, он приехал в Рязань и поступил учеником в паровозное депо, а со временем стал машинистом. После начала 1-й мировой войны 1914 – 1918 был призван в армию, и на фронте вступил в партию большевиков – РСДРП(б).
Первоначально в коммуну записалось 23 семьи жителей Рыбацкой слободы. На коллективный двор свели 10 лошадей и 10 коров. Общими усилиями собрали деньги, на которые купили трактор. На отведённых 70 га земли сажали лук, картофель, капусту, огурцы, помидоры. Работая без выходных, получали огромные, по меркам того времени, урожаи. В наиболее голодном 1921 основную часть продукции отсылали в Москву и Поволжье.
Здание Городского ночлежного дома было занято трудовой коммуной имени Ф.Энгельса под клуб. А 28 ноября 1920 работники коммуны и коммунисты Рыбацкой слободы выступили с инициативой переименовать 1-ю Рыбацкую улицу в 1-ю улицу Фридриха Энгельса. 1 июня 1921 это решение было утверждено постановлением президиума Рязанского горисполкома.
Что касается Михаила Линькова, то в него несколько раз стреляли кулаки. Но умер он в 1924 своей смертью, простудившись и заболев воспалением лёгких в одной из лесозаготовительных командировок. Похоронили его в братской могиле на Советской (совр. Соборной) площади.
Только в 1927 Рыбацкая слобода была включена в черту города Рязани, а в 1964 1-ю улицу Ф.Энгельса переименовали просто в улицу Ф.Энгельса. И только в мае 1987 Рязанский горисполком принял решение о возвращении улице Энгельса ее исторического названия – Рыбацкая. В то время многие рязанцы этим фактом возмутились. Дело дошло до конфликта. И властям пришлось убеждать недовольных в правильности принятого решения. Вот что тогда говорил секретарь Рязанского горисполкома Лев Живописцев: «Возвращение улице Рыбацкой её исторического названия продиктовано прежде всего велением времени, стремлением как можно крепче увязать прошлое и настоящее, опереться в воспитательной работе с молодёжью на исторические корни».
В настоящее время на улице Рыбацкой из более чем 30 расположенных здесь жилых домов более 2/3 относятся к так называемому частному сектору. Строения отличаются большим разнообразием стилей – от бараков до новорусского барокко. Все 4 местные 5-тиэтажки являются стандартными «брежневками», однако в некоторых из них (дома № 2, 6) есть подвалы, почти целиком отведенные под кладовые помещения.
Из объектов соцкультбыта на улице Рыбацкой находятся только детский сад № 66 «Лесная сказка» (дом № 4) и мини-отель Гостевой дом «На Рыбацкой». Качество дорожного покрытия, особенно в конце улицы, оставляет удручающее впечатление. По свидетельству местных жителей, об ухабах и колдобинах власть предержащие вспоминают только перед выборами, да и то, как утверждает один из старожилов, некий кандидат в депутаты готов был помочь отремонтировать дороги, но сразу предупредил избирателей: «Здесь будет такое интенсивное движение, что вы пожалеете о своей просьбе». Автомашины в этой части города, действительно, нечастые гости, а разбитость дорог вкупе с массовым озеленением создают для потомков трудолюбивых рыбаков экологический уют.
Чистотой улица Рыбацкая тоже не блещет, да и ЖЭУ, видимо, работает не слишком ударно, раз местные жители по собственному почину подметают тротуары.
